К вопросу об интеллигенции, и как нам с ними поступать.
Возможно вам это покажется забавным. И я охотно повеселюсь с вами в компании, но на службе в Вооруженных силах, где вашему покорному слуге довелось провести неслабые 700 дней, за мной довольно устойчиво закрепилась некая кличка, выразительньнодополняющее определение – “Интеллигент”, причем произносилась она, как правило, как если бы хотели сказать “чокнутый” или “Ч.М.О.” (человек, морально опущенный), а вышло вот так, пообиднее…
Приведенный выше анекдот свидетельствует о том, что вопрос, поставленный нашим уважаемым преподавателем, не является для меня некой “террой инкогнито”, нераспаханной целиной осознания мира. “ Белая ворона”, “не такой, как все”,- сколько раз в своенм одиночестве, неуютно ворочаясь под этой маской исключения и покрываясь инеем отчуждения и непонимания, я рассуждал о навязанной мне роли!? Сколько было стычек, по-настоящему жарких споров! Вполне закономерно, что человеку, обладающему столь “нелицеприятной” кличкой, в силу создавшегося положения приходится беседовать на подобные темы с сослуживцами и жизненными попутчиками довольно часто.
Как-то раз, во время одной из подобных “бесед”, разговор зашел впрямую об интеллегенции. “ А кто, по-твоему, интеллегент?”- спросил я одного бравого морпеха. Мы лежали на соседних койках в гарнизоном госпитале, каждый со своим, и времени для подобных разговоров было предостаточно. “Ну, это тот,- сказал он, почти не раздумывая,- кто обевается клево”… “Са ва, са ва”…
Я думал, я сравнивал, я спрашивал себя и окружающих, и теперь – посыпаю голову пеплом – сказать по совести, в своих рассуждениях я продвинулся весьма незначительно. Я надеюсь, что сегодняшняя работа поможет мне, разбив их на абзацы и параграфы, как-то систематизировать мои мысли.
“Интеллигент” с латыни – “знающий”, и я осмелюсь отнести вопросы взаимотношений человека “знающего”, думающего с внешней средой сосуществования, конфликта между индивидумом и социумом, личностью и толпой к основным, вечным вопросам, которые, будучи поставленными, сами по себе как бы являются самодостаточными ответами. Однозначное их решение невозможно, да и врядли необходимо – важен процесс.
Споря, доказывая, я каждый раз терпел фактическое поражение, и, с трудом выкарабкавшись из-под гигантской кучи пряжи поднятых вопросов, обломков туманных, зачастую взаимоисключающих теорицй и концепций, вынужден был отползать на занятые ранее позиции. Заклеивая раны антиинфекционным пластырем, я сгружал скудныек трофеи, подсчитыал боезапасы, смазвал оружие, а прежний, простой, как дверная ручка, вопрос вновь дразнил меня с отдаленного холма, зловеще кривя пухлые губы в мерзкой ухмылке: “Ну че, интилихент, мля, че скажешь? Выбрасывай, давай, свой белый платок, ты, особенный!”,- кричит он, шипея татуированные пальцы и смачно сплевыая скрозь широкую щель прокуренных зубов. Но све-таки, говоря словами ростановского Сирано, “я бьюсь, я бьюсь, я бьюсь!”, и я знаю, что, в какое положение ни поставила бы меня судьба, я не прекращу борьбу с хамством, пошлостью, невежеством, ложью.
У Честертона есть такая мысль: “Неграмотные люди любили искуссную резьбу и ритмически рифмованные песни; люди ученые любят голые стены и белый стих”. Не следует в даном случае путать понятия интеллекта, некоторой информационной нсыщенности через себя окружающий мир, одновремено оставаясь в нем. Интеллигент – тот человек, который способен с одинаковым уважением и пристрастием относиться и к ртму там-тама, и к григорианскому песнопению, и к пиршеству красок, и к помтмодернистским минималистическим инсталяциям, к цветению лотоса или кактуса, однозначно принмая и то, и другое, и третье. Многие смотрят, но не многие видят, и интеллигент всегда один из этих немногих. “Аристократ духа”, он, прежде всего знает, он никогда и ни при каких обстоятелствах не станет делать некоторые вещи, идущие вразрез с его убеждениями, предталениями об этом мире, идеалами и верой, хотя речь здесь идет совсем не о десяти заповедях Господа или 108 пороках человеческих, перечисленных Буддой.
Я, к сожалению не могу похвастаться буквальностью, абсолютной точностью воспроизведения известного четверостишия Маршака, но мне показалось, что основную мысль его я уловил – я попытался восстановить его в своей памяти и, как мог, переписал на бумагу, когда готовился к этой работе. Звучит оно примерно таким образом:
Как вежлив и тактичен ты в тепле,
Между друзей иль в керосинной лавке, -
Таким остаться сможешь ты
Среди крушенья, в корабельной давке?
Именно до конца, везде и “по –всамделишному”- это важно, и очень не прсто… это – величайший дар, поручаемый лишь ничтожной доле нас, это – врожденное, чудесное зерно будущего цветка внутреннего ощущения того, что “все хорошо”. Того, кто равномерно сеет среди нас эти зерна, мало занимает, где встанет их поросль. Я хочу сказать, что настоящего, подлинного интеллигентаожно встретить среди представителей всех социаьных групп, вне зависимости от места в обществе, национальности или модели прически данного индивида. И даже если вы способны на память продекламировать монолог Чацкого, блеснуть, к месту или же без учета оного, латинской поговоркой, если вы, наслышанные о понятии этикета, мастерски владеете столовыми приборами, носите дорогую итальянскую обувь и время от времени отбывааете пару часов в филармонии, а после флегматично бросаете свое “неортодоксально” в модном клубе, но первопричиной вашего поведения послужило лишь болезненно завышенное, питающее набухшую в вас, подобно нарыву, гордыню, и нет в вас этого внутреннего, изначального знания, нет в вас того стержня, которым стольщедро наделен хромой предрассветный дворник за оградкой детского сада, то вся ваша мимикрия, слепое повторение внешнего ритуала, не имеет под собой никакой основы и выглядит, право же, нелепо.