“Что прилично Зевсу, не полагается быку”, - говаривали древние. Встреча с двуличным человеком – событие всегда крайне неприятное; диапазон ваших ощущений от свидания с Двуликим Янусом может быть самым разнообразным и зависит от множества факторов, включая
такие, как качество смазки петель и высота порога. Двуликий Янус – мифологическое божество, и, по совместительству, статуя – символический образ такого важного в нашей жизни понятия, как вход, неминуемо ведущий за собой выход в какой-либо новый “вход”. Так заведено, так есть, так будет, - прощаясь у дверей, стараемся прощать друг друга; приветствуем - встречая.В очередной раз, подвергнувшись искушению, войдя в очистительное горнило цивилизации (социализма), человечество (страна) тем самым сделали первый шаг к освобождению (искуплению). От плюса – к минусу, от теплого – к холодному, от янь – к инь – это закон жизни
, в завуалированной форме знакомый нынче любому пятикласснику. По сути своей работы Виноградова и Дебежева в этом схожи – говорят они на одну тему, но взгляды обоих во многом разнятся, как отличаются друг от друга поводы, манеры (качества) подачи материалов, и выводы, следуемые из них.В “Прощании” в первую очередь хочется отметить профессионально
безукоризненную работу оператора – превосходные, насыщенные красками и игрой светотени крупные и средние планы буквально завораживают своей красотой и являются, на мой взгляд, основным достоинством фильма. Возьму на себя смелость сказать, что сама идея работы, основная мысль которую, как мне показалось, попытался передать зрителю автор, заканчивая длинный ряд фотографий, лубочных коммерческих реклам, открыток, афиш, газет, этикеток начала века из уникальной в своем роде коллекции Перепелкина единым, почти географическим планом гигантской помойки с явно поставленным мусором в ее недрах, не совсем, на мой взгляд, верна. Танго “Пупсик”, папиросы “Лев Толстой”, “Пей, Коленька, пей!” - Все это было, и наивно полагать, что это перестало существовать, пусть в несколько иной форме. Длинная вереница исторических лиц: знаменитая Вальцева, многочисленная династия Романовых, Шаляпин, Леонид Андреев – я не прощаюсь с ними, они – часть меня и окружающего меня мира; который, должен заметить, имеет так же мало сходств со зловонной свалкой реалий общественной жизни позднеперестроечного периода, как, условно говоря, яблоко и танк.Кстати о танках: работа Дебежева, выполненная в оригинальной для 90-го года постмоденистической манере монтажа, гораздо ближе и понятной мне по своей идее, взгляду на мир, человека и его историю. Преодолевая искусы знания, НТР, цивилизации, человечество неизменно возвращается к истокам, чистому и естественному его природе, простому, как то же яблоко. Способ работы, используемый автором (монтирование хроникально-исторических кинофотоматериалов из архивов и коллекций) как прием, позже был изрядно подзатаскан и потерял свою свежесть и оригинальность, и, признаюсь, я ожидаю от новых работ этого бесспорно талантливого, интересного, мудрого художника какого-нибудь нового неординарного поворота в способе выражения своих, как правило, интересных мыслей, образов и идей.
Если говорить о видеоканале, свидетелем обсуждения которого мне довелось стать, то, признаться, признаться, я не разделяю той восторженной рецензии, которая была вынесена в результате. С объединением нескольких передач под общей крышей видеоканала, в самих программах не произошло ровным счетом никаких качественных изменений. Передачи “Наобум”, “Без названия”, “Оранж-ТВ”, и прежде находившиеся где-то в семерке наиболее смотрительных программ 5-го, не приобрели с присоединением с несколько улучшившимся, но все же традиционно посредственным “О-ля-ля” ровным счетом ничего. “Хлопушка”, посвященная изначально жанру гег-комедии в целом, ограничилась демонстрацией кусков из рекламного фильма о работе над последним шедевром Цукера.
В свете вышесказанного, мне, признаться, кажется, что прозвучавшие триумфальные литавры и фанфары не совсем в данном случае уместны; тем более я уверен в этом после слов Баркана о бессмысленности попыток повысить планку качества программ. Я вполне осознаю, насколько мое представление о работе на ТВ далеко от реального положения дел на нашем ТВ, но позволю себе заметить, что если показанный нам канал действительно стоил таких гигантских, нечеловеческих усилий, “литров пота и крови”, о которых много говорили на обсуждении, то, по всей видимости, дело на нашем ТВ обстоит совсем плохо, а для создания единственной, по-настоящему достойной программы потребуется такое количество кровяных телец, что не осилит и добрая сотня розовощеких доноров.